Благодаря чувствам человек видит мир ярко и насыщенно. Чувства и эмоции занимают значимое место в структуре личности, дифференцируя внутреннее состояние. Чувства помогают найти вектор движения личности и убедиться в правильности выбора, подают сигналы организму о внутреннем состоянии.
Можно выделить различные виды чувств, каждый из которых значим для развития индивида. Можно разделить чувства на определенные виды, в зависимости от определяющего признака и различных характеристик.
Чувства представляют собой особую форму отношения личности к происходящим явлениям действительности, устанавливают соответствие или несоответствие различным потребностям, отличаются устойчивостью проявления.
На основе чувственного восприятия можно определить эмоциональное отношение индивида к различным явлениям, выделить моральные ценности и убеждения, изучить внутренний мир человека.
Чувства и переживания воспринимают и отражают происходящие явления действительности, и затем выражаются во вне. Развитие личности напрямую связанно с чувственным развитием, являясь необходимым условием эмоционального развития.
Совместно с индивидуальным сознанием и воспитательными воздействиями формируются чувственные образы и развиваются индивидуальные личностные особенности.
Возникновение этих чувств базируется на удовлетворении или неудовлетворении духовных потребностей. (Низшие чувства связаны с органическими потребностями, такими как сон, еда, вода, комфортная температура и другие).
Высшие чувства тесным образом связаны с общественным характером, социализируя и развивая личность. Проявление и направленность высших чувств индивидуальны для каждого, в зависимости от мировоззрения, внутренних принципов, моральных норм, эстетических оценок.
Благодаря развитию высших чувств человек становится нравственным, ответственным и достойным, может проявить любовь и благодарность.
В основе моральных чувств лежит понимание человеком не только личных целей и интересов, но и интересов коллектива, организации, государства, народа. К данному виду чувств относится патриотизм, долг и ответственность перед окружающими людьми, коллективизм.
Моральные чувства это глубокие переживания обязанностей перед людьми не основанные на научном знании и суждении.
В том случае, если для индивида успех своей нации вызывает восторг, успехи коллектива радуют не меньше собственных, то у человека на высоком уровне развиты моральные чувства.
Приведем пример такого морального чувства, как чувство долга – выдающиеся подвиги солдат во время войны, которые ценой собственной жизни защищали Родину и проявляли смелость и самоотверженность.
Но не только чувство долга может проявляться в военное время, а еще и в повседневной жизни. К примеру, именно благодаря чувству долга ученик делает домашнюю работу, отказываясь от просмотра мультфильма. Ребенок может пожертвовать игрой с друзьями, ради ухода за больной матерью.
Еще можно выделить такое моральное чувство как совесть, которая напрямую взаимосвязана с самооценкой собственных действий и поведения.
При совершении положительного поступка человек чувствует радость и моральное удовлетворение, он полностью уверен в правильности своего действия. Другой же поступок может вызвать у человека внутренние противоречия и привести к терзаниям совести и моральной дилемме.
Данный вид чувств напрямую связан с познавательной и интеллектуальной активностью личности. Это выражение отношений человека к собственным мыслям, процессу познания и результатам интеллектуального труда.
К интеллектуальным чувствам относят к примеру чувство удивления, при получении неожиданных выводов, сомнения в неоднозначном утверждении, чувство уверенности в своих взглядах и выводах и чувство удовлетворения от проделанной работы.
Данные чувства особенно часто испытывают люди творческой направленности личности, это такие чувства как понимание красоты, любовь к прекрасному.
Основным источником эстетических чувств являются произведение искусства, такие как театр, музыка, кино, живопись и другие.
Так же человек может испытывать эстетические чувства при созерцании природы, отличающиеся особой глубиной.
Можно судить о личности человека не только по словам, действиям и поступкам, но и по переживаемым эмоциям и чувствам, направленных на окружающих.
Стоит отметить индивидуальные различия каждого человека, разницу в мировоззрении, взглядах на жизнь в целом, либо на определенные явления, различные проявляемые свойства личности, направленность эмоций и чувств.
Да людей, которым свойственна принципиальность, свойственны устойчивые чувства, опирающиеся на его взгляды и особенности мировоззрения.
Для человека противоречивого, не обладающего постоянными убеждениями, терзаемого внутренними противоречиями чувства и эмоции могут характеризоваться эмоциональной разбросанностью. Для него возникновение чувств является случайным, проявляется непостоянство внутреннего мира, своих убеждений и принципов.
Необходимо отметить зависимость моральной стойкости и воли и отношению к трудностям и неудачам
То есть при возникновении одной и той же ситуации, связанной с жизненными трудностями один человек может проявить такие чувства как неуверенность в себе, неудовлетворенность, отчаянье, пассивность, а для другого это даст определенный толчок, заряд бодрости, желание во чтобы то ни стало добиться успеха и преодолеть все преграды.
Можно выделить различные индивидуальные различия по глубине чувственного восприятия. Возникновение глубоких чувств имеет тесную связь со строением личности, то есть зависит от всех сторон внутренней жизни: мысли, желания, стремления. Можно сделать вывод, что человек особенно сильно будет испытывать чувства, связанные с интересами и целями жизни.
Трудно сказать какие чувства являются наиболее ценными для человеческой личности. Их развитие и проявление индивидуально, но все виды чувств очень значимы для развития человека. Чувства наполняют человека, придают смысл деятельности и помогают адаптироваться и выжить. Только анализируя собственные чувства, прислушиваясь к себе, возможно найти свой путь и удовлетворить значимые потребности.
[caldera_form id=”CF624d2c4142008″]