Словом легко можно взбодрить и поддержать, и словом же можно убить – не физически, но морально. Общение в социуме: в рабочем коллективе, семье и неформальном кругу, требует соблюдения определенных правил и норм. Это морально-этические непрописанные истины, которых мы как индивидуумы обязаны придерживаться.
Но, будучи отдельной личностью, со своим пережитым опытом и взглядами на жизнь, каждый индивидуум обладает особенностями в манере общения и высказывании своего мнения.
На что имеет полное право. И часто во взаимодействии с другими людьми человек использует критику, без которой не было бы роста и прогресса, как личности, так и общества, но в ряде случаев налицо и отрицательное влияния на межличностные отношения.
Критика – это обнаружение и указание на положительные и отрицательные качества, недостатков кого-либо или чего-либо.
Основная цель критики, если в ней появляется необходимость, – добиться улучшений.
Безусловно, не все и не всегда складывается так, как мы того желаем. Критики нельзя лишить ни рабочие взаимоотношения, ни личные. Здоровая критика мотивирует и стимулирует к действиям, приводит к положительным результатам. Неправильная же способна погубить как отношения между людьми, так и рабочий процесс.
Когда мы доносим свою точку зрения на тот или иной вопрос, или решаем какую-либо возникшую задачу, регулируем некую ситуацию – очень важно уметь правильно критиковать. Посыл, заложенный в высказываемое мнение, может привести к результатам как положительным – решению вопроса, так и к отрицательным – конфликтной ситуации. И в этот момент важно уметь удержать баланс – критиковать, но конструктивно.
Конструктивный вариант критики по содержанию – высказывание эмоционально не окрашено, не задевает самолюбия критикуемого. Это сохраняет мотивацию и направляет действия на устранение ошибок или различного рода неточностей. Конструктивным по форме высказывание будет тогда, когда оно произведено в уважительной и корректной манере, без оскорбительных интонаций, не переходя на личности, с применением цензурной лексики, профессиональной, если речь идет о рабочих взаимоотношениях. Также конструктивнее высказывать критические замечания рекомендуется лично человеку, с глазу на глаз, без привлечения внимания посторонних, не имеющих отношения к объекту беседы.
По содержанию конструктивным высказывание будет, если предварительно отмечается положительная сторона той части вопроса, которая объективно заслуживает положительной оценки. После чего тем озвучиваются обоснованные замечания, объективно и рационально. Эти замечания должны быть конкретными, касаться непосредственно обсуждаемого вопроса и давать объективную оценку результатам. Высказывание четкое, без обобщений, и незамедлительный переход к обсуждению предложений по решению вопроса. Обсуждаются первоначальные ожидания и необходимость урегулирования имеющегося результата.
Это так называемый прием трехслойного сэндвича: свежая булочка – острая котлета – свежая булочка. Это помогает разложить результат на части, найти в них плюсы, стороны, которые заслуживают похвалы, а в дальнейшем перейти к урегулированию вопроса и обсуждению того, что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.
Конструктивная критика нередко вдохновляет и мотивирует, дает возможность исправлять ошибки и совершенствоваться.
Деструктивной критика может также быть по форме или по содержанию. В первом случае – это некорректный или слишком эмоционально окрашенный тон. Повышение голоса, публичное высказывание с излишним сарказмом, переходом на личности, в оскорбительной манере. Применение нецензурной лексики, навешивание ярлыков – все это признаки деструктивной критики.
По содержанию критика является деструктивной, когда она высказана в общей форме, с претензией, которую нельзя конкретизировать и на которую сложно возразить. Критика без попытки найти положительные элементы. Такой вариант зачастую нарушает субординацию, границы личности и приводит к потере мотивации.
Для адекватного общения и восприятия информации другим человеком следует тщательно следить за выражениями, тоном голоса. Это требует эмоциональных и ментальных затрат сил и энергии. Но есть инструменты для нивелирования возможности критики. Это изначально продуманные и озвученные ожидания перед постановкой цели. Обсуждение вопроса перед началом работы. Полное понимание обеих сторон поставленной задачи. Критиковать приходится тогда, когда кто-либо не оправдал ожиданий, не понял их или не смог сделать именно так, как нам виделось правильным. В частности, когда это завышенные ожидания, оторванные от реальных возможностей.
Итак, основной целью и мотивом критики является достижение определенного конечного результата действий. Деструктивная критика в таком случае приводит к негативным, а конструктивная – как правило, к положительным результатам. Одну и ту же информацию можно преподнести в разных вариантах подачи, улучшив или ухудшив любую ситуацию.
[caldera_form id=”CF624d2c4142008″]