Знаменитый психолог К.Грейвз занимался изучением теории А.Маслоу о развитии иерархии потребностей человека.
На основе большого количества экспериментальных исследований ученый разработал уникальную систему ценностей человека.
В последующем его труды нашли отражение в социопсихологии, занимающейся изучением Спиральной Динамики.
В основе идеи лежит представление о том, что существует определенная траектория развития как конкретного человека, так и общества в целом. Это развитие проходит в форме спирали, имеющей свою последовательность уровней.
Начальные уровни:
Дальнейшее развитие потенциала личности и объединение людей в общности случается на уровнях второго порядка.
Каждому из уровней соответствует свой глубинный образ мышления или «мем» и цвет.
Различные образы мышления влияют на формирование приоритетов, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение человека и принимаемые решения.
При гармоничном развитии личности и общества происходит спиральное движение вверх, однако уровни на спирали могут частично перекрывать друг друга.
В каждом уровне есть некоторые стадии, необходимые для развития образа мышления:
На человека или коллектив способны влиять только соответствующие жизненным обстоятельствам и уровню развития силы.
В теории спиральной динамики было описано 8 уровней созревания личности и общества, которые имею определенную взаимосвязь между собой. Каждый уровень имеет соответствие определенному набору ценностных ориентаций, цвету, определенным приоритетам и убеждениям.
При возникновении проблемных ситуаций, которые невозможно решить на основе той системы ценности, привычной индивиду, требования заставляют подняться на следующий уровень спиральной системы.
Проходя стадии развития, при частичном наложении происходит эволюция, требующая длительного периода. Покидая прежний уровень, могут возникнуть проблемы, в случае если существуют помехи движению.
С помощью спиральной модели возможно управление процессов преобразования и изменения.
Для того, чтобы правильно воспользоваться этой системой необходимо определить, какой уровень на данный момент занимает личность или общество.
На основе этих данных можно подобрать методы для корректировки образа мышления, необходимого для перехода на другую ступень.
Уровни начальных порядков в теории спиральной динамики соответствуют определенным цветам:
Этот этап характерен для «каменного века».
В этой системе главенствуют инстинктивные устремления, главной заботой общества или коллектива является стремление к выживанию.
Люди собираются в общности из-за стремления к безопасности и защите, для добычи пропитания.
На этом уровне располагается ребенок в раннем возрасте и примитивные культуры. В своем развитие на этот уровень опускаются престарелые люди страдающие заболеванием Альцгеймера.
Переход на следующий уровень развития основан на желании к улучшению условий существования. Общество усложняется и требует от людей более сложных социальных объединений, происходит переход от кланового уклада к племенному строю.
Племенная жизнь основана на различных ритуалах, мистике, вере в потусторонних существ и почтению памяти предков.
Для оказания влияния на этот уровень развития необходимо проявить дань уважения традициям и традициям общества.
В подобном племенном строе в настоящий период проживает 10% человек, имеющих 1% политической власти.
В тот момент, когда общество приходит к осознанию несостоятельности их веры, бессмысленности ритуалов и суеверий. Членами общества оспариваются принципы власти, осознается несостоятельность прежних устоев и правил.
В тот момент, когда между членами группы теряется согласие, это приводит к безвластию, власть переходит в руки диктаторов. В таком обществе высшей ценностью является власть и управление империями.
Каждый в этой системе стремиться получить для себя благосостояние, считая, что выжить может только самый сильный. Это общество с жестокой системой иерархии, в которой правит авторитарные устои, жестокость.
В обществе отсутствует сочувствие к окружающим.
Для осуществления изменений в этом уровне спиральной системы необходимо научить членов общества уважать окружающих и бережно относиться к репутации других. Но если общество ещё не готово к изменениям его члены проявляют враждебность.
На место анархии требуется предложить коллективу порядок и высшую цель для служения. Этот уровень развития характерен для 20% людей, имеющих 5% правления.
На данном этапе в социуме главенствует стремление к порядку. Характерной особенностью данного уровня является предсказуемость, патриотизм, отказ от собственных интересов ради высшего блага. В обществе продолжает царить жестокость контроля и авторитаризм, но лидеры наиболее близки к населению, им важно не только собственное возвышение и величие.
Для осуществления преобразований необходимо обучить людей уважать заслуги индивида и награждать за победы, ценить нравы и традиции.
На этом уровне располагается большая часть человечества – около 40%, подчиняющих 30% власти.
В том случае если обществом ставится под сомнения полномочия правления, оно готово перейти на новый уровень.
К людям приходит понимание того, что они знают больше, чем существующая власть о порядке жизни.
Их мысли становятся свободнее, общество приобретает зачатки предпринимательской деятельности. Людьми движет желание лучшей жизни, стремятся развить науку и технологии. К власти в этом типе общества приходят наиболее достойные.
Для оказания влияния на этот общественный строй необходимо обратить внимание общества на коллективные потребности и достижении профессионализма. На нём находится 30% общества, у них в руках находится 50% власти.
На этом этапе общество начинает стремление к духовному развитию, и стремиться к пониманию. Для них не так важны финансовые ценности, профессиональные достижения уже не приносят должного удовлетворения, недостаточный уровень развития личных взаимоотношений вызывает неудовлетворение.
Основной тенденцией становится стремление к всеобщему благополучию и заботе о окружающей действительности. Важные решения принимаются коллективно, по общему согласию.
Для перехода на следующий этап развития обществу необходимо понимание, что движение “всем миром” имеет низкую эффективность и придает больше ограничений для личности. На этом этапе находится 10% общества, им принадлежит 15% власти.
Для уровней второго порядка характерны цвета:
Этот этап перехода с первых уровней до вторых особенно значимый шаг для общества.
Этот уровень доступен тем обществам, которые разочаровались в правлении общества и осознают его ограничения и недостатки, но все ещё остро чувствуют необходимость в посвящении себя глобальному благу.
В этом строе общество объединяется для нахождения решения общей задачи, не пытаясь найти признания.
Когда обществом осознается ограниченность человеческих возможностей, оно способно к решению бытия человека. К этому уровню относится 1% людей, контролирующих 5 % власти.
После того как общество изучит в полной мере положительные и отрицательные стороны индивидуализма оно вновь обращается к сбалансированному коллективизму. Происходит смешение приоритетов на проявление заботы об окружающем мире, стремление к простоте жизни и уважению к остальным народам.
Этот строй пытается объединить все положительные стороны предыдущих уровней, не причиняя ущерба собственной личности. До этого уровня удалось дойти 0,1% общества имеющих 1% власти.
Для перехода из одной стадии в другую необходимы перемены и соблюдение определенных условий. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.
Важно, чтобы человек мог оценить потенциал этих изменений, для чего они происходят, и к какому результату могут привести.
Найти необходимое решение проблемы существующей на данном этапе. Убедиться в том, что прежняя модель поведения и выработанные способы мышления не являются конструктивными в данной ситуации и выработать новые.
[caldera_form id=»CF624d2c4142008″]