Благодаря мышлению человек способен создавать новые идеи, выдвигать собственные суждения, строить убеждения, анализировать намерения при достижении цели и многое другое.
Процесс мышления проявляется там, где человеку необходимо принять решение, спрогнозировать будущие события, сделать выводы о каком – то явлении.
Мышление – сложный психологический феномен, в современной психологии не существует единого определения термина мышления.
Во время психических процессов ощущения и восприятия человек получает ограниченное знание о мире, которое составляет чувственную, поверхностную картину. Погружение себя во все сложности окружающего мира не представляется возможным без процессов мышления.
Мышление способствует пониманию сути вещей, закономерностей этого мира.
Определяя, смотря в окно, на мокрые крыши и дорогу, что был дождь, либо устанавливаем закономерности движения планеты – мы совершаем операции мышления. Таким образом, сопоставляя различные факты, человек может выявить закономерности в явлениях и сделать выводы.
С точки зрения С.Рубинштейна, мышлением называется неразрывно связанный с речью и определяемый социальным развитием процесс нахождения и открытия нового. Это процесс интерпретации реальности во время анализа и синтеза, основываясь на практических знаниях.
Во время операций анализа происходит разделение объектов наблюдения на составные части, выделение из них отдельных свойств и общих признаков. А во время операций синтеза происходит объединение отдельно стоящих составляющих в единое целое.
Мышление является специфическим видом деятельности, включающим в себя различные составляющие, имеющие исследовательский, интерпретационный и познавательный характер.
Оно решает насущные проблемы индивида.
Мышление имеет непосредственную связь с остальными составляющими познания: речью, памятью, вниманием, воображением и восприятием.
Благодаря этим процессам мышление получает информацию, необходимую для нахождения выхода из сложившейся ситуации. Затем мышление интерпретирует эти данные и, основываясь на результатах, может придти к выводу или выявить закономерность.
С помощью мышления мы можем ответить на вопросы, которые находятся не под властью эмоций. К примеру, следователь во время просмотра места происшествия находит следы преступления.
Он пытается выделить существенные данные, найти между ними последовательность или закономерность, опираясь на логическое мышление сконструировать ход произошедшего преступления.
Такая реконструкция становится возможной благодаря пониманию внешних проявлений и пониманию сущности происходящего.
Именно мышление позволяет человеку правильно сориентироваться в окружающей реальности и использовать эти знания при необходимости.
В психологии выделены разнообразные типы мышления, обусловленные многообразием задач, способами достижения результатов, механизмами используемыми человеком в этом процессе.
Различают виды мышления по содержанию:
По характеру задач:
По степени новизны и оригинальности:
Рассмотрим варианты мышления, отличающиеся содержательно.
Суть наглядно-действенного мышления в том, что для разрешения затруднительной ситуации, необходимо её переработка или изменение, и совершение физического действия или какое-то физическое проявление активности.
Так, к примеру, уже в раннем детстве человек способен к проявлению операций анализа и синтеза, во время сборки конструктора и разделения его на отдельные составляющие. Ребенок к этому возрасту способен на целостное восприятие объектов и может их использовать в своих целях.
Для проведения операций наглядно-образного мышления необходимы различные образы и представления, благодаря этому типу мышления возможно превращение ситуации в план образов. Этот тип мышления способен к более полной передаче разнообразных свойств объекта, поиск необычных его характеристик и сочетаний.
[advice]В упрощенной форме этот вид мышления проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает мыслить с помощью образов.[/advice]
Читая сказки, ребенок уже может воспринять отдельные объекты и представлять их в своей голове как образы и символы. Люди с преобладанием данного типа мышления склонны к творческим профессиям, это поэты, художники, дизайнеры, архитекторы.
Характерной чертой абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно возможно благодаря опоре на понятия, суждения, использует только точные проверенные данные. Данным типом мышления обладают люди науки, теоретики и логики.
Выделяют различные виды мышления отличающегося по характеру выполняемых задач. Для теоретического мышления характерно познание законов и правил.
Оно выделяет существенное в различных явлениях, выделяет связи, закономерности и просчитывает тенденцию развития.
Самым распространенным примером теоретического мышления является открытие периодической систему Менделеева, который смог проанализировать все факты и составить их в логичную последовательность. Основной задачей практического мышления является влияние на окружающую действительность и дальнейшее её преобразование.
Психолог З.И.Калмыкова выделила различные по новизне виды мышления: продуктивное и репродуктивное. По репродуктивным она понимала тип мышления, обеспечивающий решение задач, опираясь на уже известные человечеству способы решения проблемы. Мышление выделяет новое знание, основываясь на уже известных до этого способах.
Продуктивное мышление неразрывно связано с творческим потенциалом человека, его интеллектуальными способностями.
Этот тип мышления отличается быстротой усвоения знаний, широтой применения в новых условиях, оперированием ими в различных ситуациях.
Все рассмотренные виды мышления у человека неразрывно связаны и существуют совместно, в одном и том же виде деятельности могут проявляться несколько видов мышления. Однако, каждому человеку свойственен свой доминирующий тип мышления.
Ни один из них не может быть назван более эффективным, чем остальные. Все они требуют приблизительно одних затрат интеллектуальных ресурсов, и не могут являться определяющим фактором оценки умственных способностей человека.
[caldera_form id=”CF624d2c4142008″]