Записаться к психологу

Ассертивность в психологии

Во всем разнообразии межличностных отношений чаще всего используются две основные тактики поведения. Следуя первой, человек стремится к выставлению себя пострадавшим, требующим сочувствия индивидом, вторая стратегия базируется на давлении на собеседника (авторитетом, властью, силой) для достижения своих целей. К сожалению не многие применяют третий способ взаимодействия, основанный на понятии «ассертивность».

Что такое ассертивность

Согласно определению, ассертивность это умение вести диалог с собеседником так, чтобы у него не возникало ощущения притеснения его интересов, при этом твердо и спокойно добиваясь своих целей.

Термин происходит от английского слова “assert”: быть напористым, доказывать, защищать свои права.

Ассертивность поведения человека выражается в активной, уверенной позиции, четком понимании своих целей и прав, готовности отстаивать собственное мнение. Такой человек не станет нарушать свободы и права окружающих ради достижения необходимого.

Основополагающая составляющая такой модели поведения – открытость и честность при любых социальных взаимодействиях. Такая модель поведения подразумевает долгое выгодное обеим сторонам сотрудничество, работу в команде.

Способность индивида к ассертивному поведению зависит напрямую от развития эмоционального интеллекта. Осознанность своих эмоций, контроль над их проявлениями, возможность сохранения эмоционального нейтралитета – важнейшее условие ассертивности.

Основные характеристики ассертивного поведения

  • Понимание ответственности за свои поступки и слова. Согласно методике, каждый человек не имеет морального права обвинять собеседника за эмоции, вызванные его поведением.
  • Открытое проявление уважения к себе и другим. Самоуважение – важный компонент ассертивности, при этом оно не должна выглядеть агрессивно, выстраиваясь на возвышении своей личности, за счет притеснения оппонента.
  • Открытость в общении. В данном пункте основополагающими являются три качества личности – открытость, прямота, честность высказываемого мнения. Однако важно уметь высказать свое мнение так, чтобы у собеседника не возникло эмоционального дискомфорта и негативных эмоций.
  • Умение слушать собеседника. Для использования ассертивного стиля общения очень важен навык внимательного выслушивания собеседника. Таким образом, можно понять точку зрения другого индивида, его устремления, жизненные интересы, чтобы в будущем учитывать их при общении.
  • Умение находить возможную взаимную выгоду и проводить переговоры. Поиск общего выигрыша для каждой стороны – важная характеристика ассертивной модели поведения. Это способствует достижению своих целей, при этом создавая мотивацию для партнера по общению.

Как развить в себе способность к ассертивному поведению

Помимо таких общих рекомендаций, как тренировка устойчивости к стрессам, развитие способности контролировать эмоции и вежливость в диалогах, выделим основные правила использования интересующей нас методики общения.

Четко обозначьте свои границы

Установите для себя пределы допустимого в собственном поведении, отношении к вам окружающих и строго их придерживайтесь. Например, нет ничего плохого в отказе помочь своему коллеге, пока вы сами загружены работой.

Наличие границ особенно помогает, когда вы имеете дело с манипуляторами, постепенно получающими от вас, казалось бы, незначительные уступки. В большинстве случаев, уступив один раз, человек продолжает поддавать дальнейшему давлению со стороны манипулятора.

Сразу обозначая свои границы можно сходу пресекать попытки ущемления ваших свобод во благо собеседника.

Не имейте привычки постоянно извиняться

У многих людей есть привычка извиняться за всё подряд. Со временем она становится рефлексом, предоставляя возможность собеседникам пользоваться этим. Всегда извиняющийся человек в глазах собеседника не имеет того уважения, которое действительно заслуживает.

Всегда держите в голове свои границы из предыдущего пункта и знайте, когда стоит извиниться, а когда – нет. Всегда помните, что всякая просьба остается только просьбой, а ни в коем случае не вашей обязанностью ил приказом.

Помощь должна быть добровольной, например, всегда можно помочь людям которых вы цените и уважаете. Но даже перед ними не стоит извиняться, если вы физически не способны помочь. Это автоматически ставит вас в позицию обороны, делает в каком то смысле обязанным, затрудняет следующий отказ.

Помните, что всегда лучше уважительно и аргументировано отказать, чем просить прощения за это.

Возьмите на вооружение методику ASSA

К сожалению даже самые интеллектуальные собеседники не всегда способны понять, чем они могли вызвать у вас такое разнообразие негативных эмоций. Не надейтесь, что ваш партнер по общению сам поймёт мотивацию ваших чувств, скажите ему об этом прямо, используя приведенную ниже методику.

  • Alert (сигнал тревоги): распознавание несоответствующего вашим границам поведения партнера. Все когда-то замечали внутри себя дискомфорт при общении с определенным человеком, но не многие готовы выражать его. При первых проявлениях такого дискомфорта стоит откровенно, но не обвиняя, сообщить об этом своему собеседнику.
  • State (состояние): поделитесь с партнером своим эмоциональным состоянием. Вы раздражены или раздосадованы? Не стоит делать вид что всё вас устраивает, скажите всё как есть.
  • Sale (продажа): объясните человеку, что не потерпите в будущем такого стиля общения. Важно не проявлять враждебности, не возвышать себя над оппонентом, чтобы дать ему сохранить своё лицо в сложившейся ситуации.
  • Agree (согласие): если вы правильно следовали методике, четко обозначили ему свои границы, были дружелюбны и вежливы, можно переходить к согласию. Предложите выход из сложившихся обстоятельств, устраивающий вас обоих. Согласится ли собеседник – его выбор, но даже в случае отказа вы остаетесь честны и откровенны перед ним.

Старайтесь всегда оставаться спокойным

Когда человек несмотря на все наши усилия, продолжает игнорировать поставленные границы, есть риск потерять контроль над эмоциями и выйти из себя. Последствия обычно бывают катастрофичны. Чтобы не допускать такого развития событий всегда анализируйте собеседника и причину его действий.

Возможно, у него самого серьезные проблемы, ужасное эмоциональное состояние и именно поэтому он ведет себя так неподобающе. Заинтересуйтесь его попытками манипуляции или просьбой, почувствуйте себя психологом. Это поможет, не используя лишние эмоции отказать ему в просьбе и прекратить диалог с минимальным раздражением.

Манипулятивные убеждения и навязчивые собеседники были и остаются источником постоянного нервного напряжения, огромных психических, а иногда и физических (при этом полностью бесполезных для вас) затрат.

Знание и использование методик ассертивности – необходимость для любого любящего себя и свою жизнь человека. Это гарантия возможности проводить жизнь свободно, тратить свое время и ресурсы на саморазвитие и помощь тем, кто её по вашему мнению достоин.

Опубликовано
03 апреля 2023

©2020 - Психолог Татьяна Хохлова, онлайн и очно (Москва).